Как описать звуки в тексте романа, повести или рассказа

Создание особой атмосферы придаёт миру убедительности, без которой не обойтись, если вы хотите увлечь читателей своим романом, повестью или рассказом. А из чего же состоит атмосфера? Это звуки, запахи, тактильные ощущения, вкус и всё, что мы видим вокруг себя.

Умение описывать эти пять чувств — один из важнейших навыков писателя.

В этой статье мы поговорим о звуках. Обсудим, какие художественные приёмы и техники можно использовать для описания звуков, разберёмся, как разные звуки воздействуют на читателей, и поговорим отдельно о каждом виде звуков. И обязательно заглянем в произведения великих русских писателей, таких как Пушкин, Чехов и Куприн, чтобы найти выразительные примеры.

Слова, передающие звуки

Начнём с того, что в русском языке великое множество слов для описания звуков:

  • глаголы, передающие речь: «бормотал», «гаркнул», «прошептал»;
  • глаголы, передающие различные звуки: «звякнул», «заскрежетал», «треснул»;
  • прилагательные, описывающие звуки: «звонкий», «переливчатый», «рычащий»;
  • слова, напрямую передающие звуки: «му», «мяу», «гав», «динь-динь», «тук-тук»;
  • существительные, определяющие звук: «грохот», «звон», «лязганье», «скрежет»;
  • наречия, усиливающие глаголы: «громко», «раскатисто», «чётко», «внятно».

Опытный писатель всегда стремится активизировать воображение: у читателя должно возникать ощущение, что действие происходит с ним. Это он роняет на пол фарфоровую чашку или бьёт о стену хрустальный бокал. Это он вздрагивает от выстрела или громкого смеха. Это у него свистит в ушах от быстрой езды.

Описывая звуки, важно правильно передать интонацию, тон и громкость. При этом особого внимания требует тишина, ведь и она может быть особенной: гробовой, звенящей или благостной. 

Восприятие звуков героем

То, что слышит герой, и как он воспринимает звуки, зависит от его состояния.

  • Тревога и страх обостряют слух: тихий шорох крысы кажется громким, капанье воды — навязчивым, а едва различимый звук шагов — зловещим.
  • Усталость или депрессия приглушают мир: звуки словно размываются, ускользают от внимания.
  • А радость и счастье наоборот — делают звуки ярче: смех звенит, музыка льётся, а шум дождя кажется мелодичным.

Используйте это в своих произведениях. 

Семь литературных приёмов работы со звуками

Есть много литературных приёмов работы со звуком, но для этой статьи мы выбрали семь самых эффективных: 

  1. Прямая имитация звука,
  2. Ономатопея,
  3. Аллитерация,
  4. Метафоры и сравнения,
  5. Гипербола и литота,
  6. Ассонанс,
  7. Синестезия.

Прямая имитация звука

В любом языке существуют слова напрямую передающие звуки. Они нередко становятся первыми в нашей жизни, ведь это так естественно — подражать:

  • животным: «гав-гав», «мяу», «чирик-чирик»;
  • другим людям: «ля-ля», «угу-угу», «бу-бу-бу»;
  • звукам, которые издают предметы: «тик-тик», «динь-динь», «бум-бум», «ба-бах».

Ономатопея

Ономатопея — это использование слов, имитирующих естественные звуки. Они добавляют тексту выразительности.

Как вы уже, наверное, догадались прямая имитация звуков — это частный случай ономатопеи. Но в русском языке есть и другие возможности. Это такие слова, как: 

  • «хруст» и «хрустеть», 
  • «вой» и «выть»,
  • «скрип» и «скрипеть»,
  • ...

Попробуйте сами продолжить этот список. 

Примеры ономатопеи:

  • Я шел по осеннему лесу. Листья хрустели и шуршали под ногами. 
  • Вьюга завывала горестно и уныло.
  • Собака грозно гавкнула на кота. Он посмотрел на нее и презрительно мяукнул.

Аллитерация

Аллитерация — это литературный приём, состоящий в повторении одинаковых или похожих согласных звуков (чаще всего в начале слов) для усиления художественной выразительности. Он создаёт ритм и даже способен придать тексту музыкальность.

Примеры:

  • Со всех сторон его окружали шум, шелест, шепот.
  • Каждый раз, как её открывали, дверь скрипела, стонала и сквернословила. 

Метафоры и сравнения

Метафора — это литературный приём, в котором происходит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их общего признака, при этом слова «как», «словно», «будто» отсутствуют. 

Сравнение — это литературный приём, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим по какому-либо общему для них признаку. В отличие от метафоры, сравнение обычно содержит слова «как», «словно», «точно», «подобно», «будто» и т.п.

Примеры метафор в описании звуков:

  • Гром барабанов разносился по залу.
  • Шёпот дождя убаюкивал путников.
  • Улицы исполняли симфонию городской жизни.
  • Волна смеха прокатилась по комнате.

Примеры сравнений в описании звуков:

  • Его голос звучал, как скрежет несмазанных петель.
  • Он заверещал, как испуганный поросёнок. 
  • Машина взревела, словно раненый дракон.
  • Гул двигателей напоминал песню кита в глубинах океана.

Использование метафор и сравнений делает описание звуков более образным, помогая читателю не просто представить звук, но и почувствовать связанные с ним эмоции и ассоциации.

Гиперболы и литота

Гипербола — художественный приём преувеличения, который используется для усиления выразительности.

Литота — художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе.

Примеры гиперболы для описания звуков:

  • От его воплей дрожали стены и сыпалась штукатурка.
  • Её смех был настолько заразительным, что вызвал эпидемию радости по всей стране.
  • Их топот был настолько громким, что все африканские слоны позеленели от зависти.

Примеры литоты для описания звуков:

  • Урчание мотора звучало не громче шороха падающих листьев.
  • Его грозный боевой клич напоминал писк новорождённой крысы.
  • Он крался к её двери тише, чем паук, ползущий по стене.

Гипербола и литота обладают силой иронии, они отлично подойдут для создания ярких контрастов.

Ассонанс

Ассонанс — это стилистический приём, заключающийся в повторении одинаковых или похожих гласных звуков в близко расположенных словах для создания определённого звукового эффекта. Это делает текст мелодичным, поэтому часто используется в поэзии и прозе для звукоподражания или усиления выразительности.

Примеры ассонанса для описания звуков:

  • Звон монет золотых.
  • Ветер выл в вышине.
  • Рокот веков, топот подков.
  • По небу голубому проехал грохот грома.

Как вы, наверняка, заметили, ассонанс создаёт фонетический эффект, имитирующий сам звук:

  • «у» — гудение или завывание;
  • «и» — звенящие или пронзительные звуки;
  • «о» — глубокие, низкие звуки.

Синестезия

Синестезия — это смешение чувственных ощущений, когда звуки описываются через другие органы чувств. 

Примеры: 

  • Её голос был сладким, как мёд, и таким же тягучим.
  • Затхлый звук старого пианино нарушил тишину.
  • Терпкий голос старика не затихал, пока мы шли мимо его забора.

Используя синестезию можно добиться очень интересных эффектов:

  • Вызвать ностальгию, страх, отвращение;
  • Создать эффект нереальности происходящего;
  • Передать сюрреалистичный сон героя.

Виды звуков и особенности их описания

Теперь, когда мы разобрали художественные приемы, давайте обсудим разные виды звуков. Ведь каждый из них требует своего подхода.

Голоса людей

При описании голоса обратите внимание на:

  • Тембр (бархатный, скрипучий, звонкий, глухой);
  • Громкость (оглушительный, едва слышный);
  • Эмоциональную окраску (радостный, взволнованный, испуганный);
  • Манеру речи (отрывистый, певучий, размеренный).

Пример: 

Её голос был низким, с хрипотцой, словно простуженный, но невероятно чувственный — такие голоса обычно бывают у джазовых певиц после третьей сигареты и второго бокала виски.

Звуки природы

При описании природных звуков важно передать:

  • Интенсивность (оглушительный гром, шелест листвы);
  • Ритм (равномерный стук дождя, порывы ветра);
  • Психологическое воздействие на персонажа (а значит, и на читателя).

Пример: 

Дождь начался внезапно — сначала редкие капли забарабанили по крыше, словно нетерпеливые пальцы по столу, затем к ним присоединились другие, и вскоре вся крыша гремела под водяным обстрелом.

Звуки города и техники

Городская среда богата разнообразными звуками, которые можно описывать через:

  • Контраст (тишина парка и гул проспекта);
  • Наложение разных звуков (какофония);
  • Ритмические паттерны.

Пример: 

Город никогда не спал по-настоящему. Даже в три часа ночи он дышал, гудел, шелестел шинами редких такси, вздыхал пневматическими дверями круглосуточных магазинов и время от времени вскрикивал полицейскими сиренами.

Музыка

При описании музыки используйте:

  • Эмоциональное воздействие;
  • Ассоциации с визуальными образами;
  • Физическое ощущение от звуков.

Пример: 

Первые ноты виолончели были подобны тёмной воде, медленно поднимающейся из глубины. Затем вступили скрипки — тонкие серебристые линии, прорезающие темноту. С каждым тактом музыка становилась плотнее, обволакивала зал, заставляла сердце биться в унисон.

Найдите музыку, которую хотите описать, и слушайте её, когда пишете. 

Тишина

Как мы уже упомянули ранее, описание тишины — важнейший элемент звуковой палитры произведения.

При описании тишины обратите внимание на:

  • Контраст, который она создаёт с громкими звуками. Внезапная тишина после шума (бой, крики, музыка) или наоборот усиливает драматизм. 
  • Образные описания, которые усиливают впечатление.
  • Физические ощущения, которые она вызывает или которые её сопровождают. Например, звон в ушах после выстрела, воздух стал густым и т.п.
  • Нарушение тишины. Например, резкий хлопок двери в полной тишине.

Пример: 

В доме стояла такая тишина, что казалось, можно услышать, как падает пыль. Даже старые часы, казалось, затаили дыхание, прервав свой вечный тик-так.

Техники описания звуков

У каждого писателя есть свои любимые техники. Давайте обсудим некоторые из них. 

Конкретизация через детали

Избегайте общих фраз вроде «раздался громкий звук». Уточняйте характер звука, его источник и воздействие на героев.

Вместо: Он услышал странный звук.
Лучше: Откуда-то из-под лестницы донёсся скребущий звук, словно кто-то водил металлическим предметом по бетону.

Сочетание звуков с другими ощущениями

Звуки редко воспринимаются изолированно. Они сопровождаются запахами, зрительными образами, тактильными ощущениями.

Пример: 

Скрип двери отозвался мурашками, пробежавшими по спине. В нос ударил запах затхлости и пыли, а из темноты проёма повеяло холодом.

Использование контрастов

Контрастирующие звуки усиливают восприятие друг друга.

Пример: 

После оглушительного взрыва наступила такая тишина, что звон в ушах казался настоящим грохотом.

Изменение звуков во времени

Звук редко остаётся статичным — он нарастает, затихает, трансформируется.

Пример: 

Гул самолёта появился откуда-то из-за горизонта — сначала едва различимый, затем всё нарастающий, пока не превратился в оглушительный рёв прямо над головой, а потом снова начал удаляться, таять, пока не растворился в небесной синеве.

Четыре примера из классической литературы

Учиться у классиков — одна из лучших идей, которая может прийти в голову начинающему писателю. Так давайте и мы не будем упускать такую возможность.

Александр Пушкин, «Метель»

«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме все утихло и заснуло.»

Антон Чехов, «Вишнёвый сад»

«В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть, за городом, кричали лягушки.»

Александр Куприн, «Олеся»

«— Нет... что же... тут и говорить нечего, — отозвалась Олеся как будто бы спокойно, но таким глухим, безжизненным голосом, что мне стало жутко. — Если служба, то, конечно... надо ехать...»

Иван Бунин, «Антоновские яблоки»

«И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок.»

Другие примеры вы можете найти в тематической подборке «Описания звуков в классической русской литературе». 

Ошибки при описании звуков

Чтобы стать настоящим мастером в описании звуков, нужно научиться избегать ошибок. Вот только некоторые из них.

Избыточность звуковых описаний

Перенасыщение текста звуковыми образами может утомить читателя.

Штампы и клише

«Оглушительный грохот», «звонкий смех», «пронзительный визг» — такие выражения не создают яркого образа из-за своей шаблонности.

Неуместная поэтизация

Излишне вычурные описания обычных звуков могут выглядеть смешно и неуместно.

Физическая невозможность

Избегайте описаний, противоречащих реальности: человеческий голос не может разноситься на километры без технических средств.

Пять советов по редактированию звуковых описаний

Итак, черновик написан! Пора приступить к редактированию и уделить особое внимание звукам. Вот несколько полезных советов, следуя которым, вы сможете улучшить ваш роман, повесть или рассказ.

  1. Читайте вслух — это поможет почувствовать ритм и звучание текста.
  2. Проверяйте на избыточность — не нужно описывать все звуки подряд, выбирайте наиболее значимые.
  3. Используйте звуки сюжетно — пусть они двигают историю, а не просто создают фон.
  4. Соблюдайте баланс и создавайте контраст — чередуйте тишину и звуки, громкие и тихие звуки.
  5. Согласуйте с общим стилем — описание звуков должно соответствовать стилю всего произведения.

Как расширить свой звуковой словарь

И в заключение три кратких совета, как пополнять свой звуковой словарь.

  1. Прислушайтесь к окружающим звукам.
  2. Анализируйте приёмы других авторов.
  3. Экспериментируйте.