Создание особой атмосферы придаёт миру убедительности, без которой не обойтись, если вы хотите увлечь читателей своим романом, повестью или рассказом. А из чего же состоит атмосфера? Это звуки, запахи, тактильные ощущения, вкус и всё, что мы видим вокруг себя.
Умение описывать эти пять чувств — один из важнейших навыков писателя.
В этой статье мы поговорим о звуках. Обсудим, какие художественные приёмы и техники можно использовать для описания звуков, разберёмся, как разные звуки воздействуют на читателей, и поговорим отдельно о каждом виде звуков. И обязательно заглянем в произведения великих русских писателей, таких как Пушкин, Чехов и Куприн, чтобы найти выразительные примеры.
Начнём с того, что в русском языке великое множество слов для описания звуков:
Опытный писатель всегда стремится активизировать воображение: у читателя должно возникать ощущение, что действие происходит с ним. Это он роняет на пол фарфоровую чашку или бьёт о стену хрустальный бокал. Это он вздрагивает от выстрела или громкого смеха. Это у него свистит в ушах от быстрой езды.
Описывая звуки, важно правильно передать интонацию, тон и громкость. При этом особого внимания требует тишина, ведь и она может быть особенной: гробовой, звенящей или благостной.
То, что слышит герой, и как он воспринимает звуки, зависит от его состояния.
Используйте это в своих произведениях.
Есть много литературных приёмов работы со звуком, но для этой статьи мы выбрали семь самых эффективных:
В любом языке существуют слова напрямую передающие звуки. Они нередко становятся первыми в нашей жизни, ведь это так естественно — подражать:
Ономатопея — это использование слов, имитирующих естественные звуки. Они добавляют тексту выразительности.
Как вы уже, наверное, догадались прямая имитация звуков — это частный случай ономатопеи. Но в русском языке есть и другие возможности. Это такие слова, как:
Попробуйте сами продолжить этот список.
Примеры ономатопеи:
Аллитерация — это литературный приём, состоящий в повторении одинаковых или похожих согласных звуков (чаще всего в начале слов) для усиления художественной выразительности. Он создаёт ритм и даже способен придать тексту музыкальность.
Примеры:
Метафора — это литературный приём, в котором происходит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их общего признака, при этом слова «как», «словно», «будто» отсутствуют.
Сравнение — это литературный приём, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим по какому-либо общему для них признаку. В отличие от метафоры, сравнение обычно содержит слова «как», «словно», «точно», «подобно», «будто» и т.п.
Примеры метафор в описании звуков:
Примеры сравнений в описании звуков:
Использование метафор и сравнений делает описание звуков более образным, помогая читателю не просто представить звук, но и почувствовать связанные с ним эмоции и ассоциации.
Гипербола — художественный приём преувеличения, который используется для усиления выразительности.
Литота — художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе.
Примеры гиперболы для описания звуков:
Примеры литоты для описания звуков:
Гипербола и литота обладают силой иронии, они отлично подойдут для создания ярких контрастов.
Ассонанс — это стилистический приём, заключающийся в повторении одинаковых или похожих гласных звуков в близко расположенных словах для создания определённого звукового эффекта. Это делает текст мелодичным, поэтому часто используется в поэзии и прозе для звукоподражания или усиления выразительности.
Примеры ассонанса для описания звуков:
Как вы, наверняка, заметили, ассонанс создаёт фонетический эффект, имитирующий сам звук:
Синестезия — это смешение чувственных ощущений, когда звуки описываются через другие органы чувств.
Примеры:
Используя синестезию можно добиться очень интересных эффектов:
Теперь, когда мы разобрали художественные приемы, давайте обсудим разные виды звуков. Ведь каждый из них требует своего подхода.
При описании голоса обратите внимание на:
Пример:
Её голос был низким, с хрипотцой, словно простуженный, но невероятно чувственный — такие голоса обычно бывают у джазовых певиц после третьей сигареты и второго бокала виски.
При описании природных звуков важно передать:
Пример:
Дождь начался внезапно — сначала редкие капли забарабанили по крыше, словно нетерпеливые пальцы по столу, затем к ним присоединились другие, и вскоре вся крыша гремела под водяным обстрелом.
Городская среда богата разнообразными звуками, которые можно описывать через:
Пример:
Город никогда не спал по-настоящему. Даже в три часа ночи он дышал, гудел, шелестел шинами редких такси, вздыхал пневматическими дверями круглосуточных магазинов и время от времени вскрикивал полицейскими сиренами.
При описании музыки используйте:
Пример:
Первые ноты виолончели были подобны тёмной воде, медленно поднимающейся из глубины. Затем вступили скрипки — тонкие серебристые линии, прорезающие темноту. С каждым тактом музыка становилась плотнее, обволакивала зал, заставляла сердце биться в унисон.
Найдите музыку, которую хотите описать, и слушайте её, когда пишете.
Как мы уже упомянули ранее, описание тишины — важнейший элемент звуковой палитры произведения.
При описании тишины обратите внимание на:
Пример:
В доме стояла такая тишина, что казалось, можно услышать, как падает пыль. Даже старые часы, казалось, затаили дыхание, прервав свой вечный тик-так.
У каждого писателя есть свои любимые техники. Давайте обсудим некоторые из них.
Избегайте общих фраз вроде «раздался громкий звук». Уточняйте характер звука, его источник и воздействие на героев.
Вместо: Он услышал странный звук.
Лучше: Откуда-то из-под лестницы донёсся скребущий звук, словно кто-то водил металлическим предметом по бетону.
Звуки редко воспринимаются изолированно. Они сопровождаются запахами, зрительными образами, тактильными ощущениями.
Пример:
Скрип двери отозвался мурашками, пробежавшими по спине. В нос ударил запах затхлости и пыли, а из темноты проёма повеяло холодом.
Контрастирующие звуки усиливают восприятие друг друга.
Пример:
После оглушительного взрыва наступила такая тишина, что звон в ушах казался настоящим грохотом.
Звук редко остаётся статичным — он нарастает, затихает, трансформируется.
Пример:
Гул самолёта появился откуда-то из-за горизонта — сначала едва различимый, затем всё нарастающий, пока не превратился в оглушительный рёв прямо над головой, а потом снова начал удаляться, таять, пока не растворился в небесной синеве.
Учиться у классиков — одна из лучших идей, которая может прийти в голову начинающему писателю. Так давайте и мы не будем упускать такую возможность.
«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме все утихло и заснуло.»
«В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть, за городом, кричали лягушки.»
«— Нет... что же... тут и говорить нечего, — отозвалась Олеся как будто бы спокойно, но таким глухим, безжизненным голосом, что мне стало жутко. — Если служба, то, конечно... надо ехать...»
«И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок.»
Другие примеры вы можете найти в тематической подборке «Описания звуков в классической русской литературе».
Чтобы стать настоящим мастером в описании звуков, нужно научиться избегать ошибок. Вот только некоторые из них.
Перенасыщение текста звуковыми образами может утомить читателя.
«Оглушительный грохот», «звонкий смех», «пронзительный визг» — такие выражения не создают яркого образа из-за своей шаблонности.
Излишне вычурные описания обычных звуков могут выглядеть смешно и неуместно.
Избегайте описаний, противоречащих реальности: человеческий голос не может разноситься на километры без технических средств.
Итак, черновик написан! Пора приступить к редактированию и уделить особое внимание звукам. Вот несколько полезных советов, следуя которым, вы сможете улучшить ваш роман, повесть или рассказ.
И в заключение три кратких совета, как пополнять свой звуковой словарь.