Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами на очень важную, и весьма щепетильную тему.
Помните свой первый отзыв? Наверняка сердце колотилось, пока вы открывали сообщение или комментарий. А потом... либо эйфория от похвалы (и немедленная отправка скриншота всем знакомым), либо ощущение, будто вас переехал каток критики, а потом еще и задним ходом проехал для верности. Знакомо?
Каждый писатель рано или поздно сталкивается с потоком обратной связи от читателей. И тут начинается настоящее испытание: как отделить зерна от плевел, полезную критику от простого негатива, а конструктивные замечания — от личных предпочтений читателя?
Давайте разберемся, как научиться фильтровать обратную связь так, чтобы она помогала расти, а не подрывала уверенность в себе.
Первое, что нужно понять — не каждый отзыв заслуживает вашего пристального внимания. Это не значит, что нужно игнорировать критику, но важно научиться различать типы обратной связи.
Полезная критика обычно:
Бесполезная критика:
Не каждая критика достойна ответа, но каждая достойна рассмотрения — хотя бы для того, чтобы понять, стоит ли она вашего времени.
Никогда не реагируйте на критику сразу. Особенно если она задела за живое. Отложите отзыв на сутки, а лучше — на несколько дней. За это время эмоции улягутся, и вы сможете оценить критику объективно. (А заодно не отправите в ответ то самое сообщение из серии «а вы вообще умеете читать?!», о котором потом будете жалеть.)
Помните, что критика вашей работы — это не критика вас как человека. Хотя иногда кажется именно так.
Если один читатель жалуется на медленное начало — возможно, это дело вкуса. Если пять читателей говорят то же самое — стоит задуматься. Если десять — вероятно, настало время подумать, не сделает ли ускорение темпа начало вашей книги лучше и доступнее читателю. Впрочем, последнее слово все равно за вами – и, если этот лимузин едет со скоростью 5 км/ч – значит, водитель считает именно эту скорость самой подходящей!
Не все мнения равнозначны. Отзыв от человека, который прочитал одну книгу в жизни, и мнение заядлого читателя вашего жанра — это разные вещи. Обращайте внимание на:
Это не значит, что мнение «простого» читателя не важно. Наоборот — часто именно такие отзывы показывают, понятно ли ваше произведение широкой аудитории.
Самый распространенный и наименее полезный тип отзыва. Он примерно так же информативен, как прогноз погоды «будет погода». Что с ним делать? Игнорировать, если нет конкретики. Но если читатель добавляет «потому что...», то стоит прислушаться.
Полезно: «Не понравилось, потому что главный герой все время жалуется, а ничего не предпринимает» Бесполезно: «Ерунда полная, время зря потратил»
«В детективах не должно быть мистики» — это примерно как сказать «в пицце не должно быть ананасов». Мнение имеет право на существование, но это именно мнение читателя, а не объективная критика. Если вы сознательно смешиваете жанры, такие замечания можно пропустить мимо ушей.
Вот такие комментарии — золото. Указания на нестыковки в сюжете, логические дыры, проблемы с мотивацией персонажей — все это требует внимания. Даже если вы не согласны с предложенным решением, сама проблема может быть реальной.
«Слишком много описаний природы» или «Мало диалогов» — это часто дело вкуса. Но если такие замечания повторяются, возможно, стоит пересмотреть баланс.
После получения критики многие авторы бросаются переписывать текст, пытаясь угодить каждому читателю. Это путь в никуда — примерно как попытка приготовить одно блюдо, которое одновременно понравится веганам, мясоедам, аллергикам на глютен и любителям острого. Результат обычно не радует никого. Помните: идеальной книги, которая понравится всем, не существует.
Другая крайность — решить, что «читатели ничего не понимают», и закрыться от любой обратной связи. Это тоже опасный путь.
Жить в уютной эхо-камере может быть приятно (некоторое время), но это плохо влияет на психическое здоровье и увеличивает отрыв от реальности.
Склонность обращать внимание только на положительные отзывы и игнорировать критику. Комплименты приятны и важны (и да, скриншоты хороших отзывов в папке «для поднятия настроения» — это нормально), но они редко помогают расти как писателю.
А теперь — наш симметричный ответ. Знаете ли вы, что не только читатели могут оценивать ваш текст, но и вы точно также можете оценивать их отзывы? Более того, я призываю вас к этому! Создайте простую систему оценки отзывов и поставьте критиканов себе на службу:
Отзывы с суммой баллов ниже 15 можно смело отправлять в топку.
Перед тем как принимать критику близко к сердцу, задайте себе вопросы:
Если хотя бы на два вопроса ответ «нет» — критику можно отложить.
Даже за жесткую, но конструктивную критику. Человек потратил время, чтобы подумать о вашей работе. И еще немного (или даже много!) времени и усилий, чтобы записать свои мысли. Это само по себе ценно.
«Вы не поняли, я имел в виду...» — худший способ реагировать на критику. Это как объяснять анекдот: если пришлось объяснять, значит, он не сработал. Если читатель что-то не понял, то есть вероятность, что проблема в подаче материала, а не в читателе.
Если критика кажется полезной, но слишком общей, попросите конкретные примеры. Многие читатели готовы развить свою мысль, если видят искренний интерес автора. Но будьте осторожны — а вдруг критикан-графоман встретит вас там, где вы его меньше всего ожидали?
Получать критику больно. Это нормально. Ваше произведение — это частичка вас, и когда его критикуют, кажется, что критикуют вас самих. Хочется либо спрятаться под одеяло с мороженым, либо написать гневный ответ. (Выбирайте мороженое — оно полезнее для карьеры.)
Представьте, что критикуют не вашу работу, а работу друга. Как бы вы оценили справедливость замечаний? Это помогает абстрагироваться от эмоций.
«Книга скучная» — это не значит «автор скучный». «Сюжет непонятный» — не значит «автор глупый». Учитесь различать эти вещи.
Обзаведитесь кругом других авторов или опытных читателей, с которыми можно обсудить полученную критику. Иногда взгляд со стороны помогает понять, справедливы ли замечания.
Есть случаи, когда критику действительно стоит проигнорировать. От слова «совсем»:
Троллинг и хейт: Оскорбления, угрозы, критика автора как личности — все это в мусор без сожалений. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на людей, которые пишут гневные комментарии в три часа ночи.
Критика жанра, а не произведения: «Не люблю фэнтези» — не повод менять жанр. Это как критиковать яблоко за то, что это не апельсин.
Требования кардинально изменить концепцию: если читатель хочет, чтобы ваш психологический триллер превратился в романтическую комедию, это его проблемы, не ваши. (Хотя кроссовер мог бы получиться интересным...)
Критика от не целевой аудитории: Подросток, критикующий роман для взрослых за «слишком сложные отношения», скорее всего, просто не ваш читатель. И это нормально! (пусть сначала подрастет)
Записывайте не только сами отзывы, но и свои мысли о них. Со временем вы начнете видеть закономерности в собственном творчестве.
Получили замечание о медленном темпе? Попробуйте в следующем рассказе начать с действия. Критикуют диалоги? Поработайте над речевыми характеристиками персонажей и посмотрите — а не говорят ли вам теперь обратное?
Критика вполне может быть полезной и указывать на пробелы в знаниях. Получили замечание о структуре? Попробуйте изучить теорию сюжета – а вдруг вы действительно найдете в теории нечто полезное и новое для вас?
Проблемы с персонажами? Почитайте о психологии характеров – возможно, им действительно можно добавить глубины. А может быть, они и так чертовски хороши и нравятся именно вашему читателю (и при этом бесят остальных).
***
Умение работать с критикой — это навык, который развивается с опытом. Не ждите, что сразу научитесь фильтровать отзывы идеально и реагировать не эмоционально, а мудро и взвешенно. Делайте ошибки, учитесь, корректируйте подход.
Помните главное: ваша цель как писателя — не получить исключительно положительные отзывы (это невозможно, даже у «Гарри Поттера» есть хейтеры), а создавать произведения, которые находят отклик у вашей аудитории. Полезная критика поможет вам в этом, а бесполезная только отвлечет от работы.
И последний совет: не забывайте, что за каждым отзывом стоит живой человек, который потратил время на знакомство с вашим творчеством. Даже если его мнение вам не подходит, сам факт того, что ваши слова вызвали у кого-то эмоции — уже победа.
Пишите, публикуйтесь, получайте обратную связь и растите. Именно так рождаются настоящие мастера слова.