Абзац — часть текста от одной красной строки до другой.
Автор — создатель творческого произведения
Авторская речь — повествование от лица автора вне диалогов; мысли и чувства автора.
Авторский лист — единица измерения объёма литературного произведения, равная 40.000 знакам с пробелами.
Акцент — выделение смысловой нагрузки через стилистические приёмы.
Аллегория — описание отвлеченных понятий через конкретный образ (иносказание)
Аллюзия — скрытая отсылка к известному событию, тексту или образу.
Амплуа — типичный образ персонажа, соответствующий определённой роли.
Анаколуф — синтаксическая несогласованность членов предложения.
Аннотация — краткое описание содержания произведения.
Антагонист — персонаж или сила, противостоящие главному герою.
Антитеза — сопоставление противоположных образов или мыслей для яркости выражения.
Антропоморфизм — наделение человеческими качествами животных, неодушевлённых предметов и явлений.
Арка персонажа — путь внутреннего изменения героя в течение истории.
Баланс темпа — соотношение между динамичными и спокойными эпизодами.
Бета-ридер — человек, читающий черновик для оценки и обратной связи.
Бестселлер — книга, имеющая коммерческий успех.
Бестиарий — собрание вымышленных существ мира произведения.
Блок писательский — временная потеря способности писать («творческий ступор»). Загляните в наш Департамент вдохновения — вас утешат и постараются помочь!
Буквальный язык — прямое, без метафор, описание происходящего.
Вдохновение — состояние творческого подъёма и притока идей.
Внутренний конфликт — борьба героя с собственными чувствами или убеждениями.
Внешний конфликт — столкновение героя с внешними обстоятельствами или другими персонажами.
Второстепенные персонажи — герои, поддерживающие основную линию, но не главные.
Герой — центральный персонаж, чья цель и путь определяют сюжет.
Главная идея — основная мысль, которую автор хочет донести.
Гипербола — намеренное преувеличение для выразительности.
Гармония стиля — согласованность языка, тона и темы текста.
Глоссарий — список терминов с пояснениями.
Детали — конкретные элементы, создающие атмосферу и реализм.
Диалог — прямая речь персонажей, обмен репликами; форма речи, при которой происходит обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Дилогия — два произведения, связанные общим замыслом и преемственностью сюжета.
Единство действия — принцип, при котором все сцены служат общей цели сюжета.
Жанр — тип произведения с определёнными художественными признаками (например, роман, драма, триллер).
Живой диалог — естественная, выразительная речь персонажей, передающая характер и эмоции.
Жаргон — стилистически окрашенная речь социальной группы, часто используется для создания аутентичного голоса персонажа.
Женский роман — жанровая проза, акцентированная на чувствах, отношениях, личностном росте героини.
Завязка — момент, с которого начинается основное действие сюжета.
Зачин — особо устроенное начало фольклорного произведения.
Интрига — скрытые действия в сюжете
Инфодамп — перегрузка читателя информацией, представленной блоками, особенно в начале.
Катарсис — эмоциональная разрядка, очищение через переживания.
Клиффхэнгер — окончание сцены или главы на моменте напряжения.
Композиция — построение литературного произведения.
Контекст — совокупность фактов и обстоятельств, в которых разворачивается сюжет.
Кульминация — наивысшая точка напряжения и конфликтов.
Литературный агент — посредник между автором и издателем.
Литературный негр — автор, пишущий книгу за кого-либо.
Логлайн — краткое описание сути истории в одном предложении.
Метанарратив — история о создании самой истории.
Метафора — употребление слов и выражений в переносном смысле, на основании какого-либо сходства.
Мотив — повторяющийся элемент, символ или идея в тексте.
Монолог — развернутая речь одного персонажа, не предполагающая
непосредственного отклика (в отличие от диалога); может быть обращена к слушателям или к себе.
Нарратив — общее повествование; повествование о взаимосвязанных событиях, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Нарастающее действие — серия событий, ведущих к кульминации.
Ненадежный рассказчик — повествователь, которому нельзя полностью доверять.
Нон-фикшн — нехудожественная литература.
Оксюморон — сочетание слов с противоположным значением.
Ономатопея — слова, которыми обозначают звуки.
Открывающая сцена — первая сцена, устанавливающая тон и контекст.
Парадокс — суждение, противоречащее привычной логике вещей и общепринятому мнению, кажущееся абсурдным и противоречивым, но содержащее рациональное зерно.
Персонаж — действующее лицо в художественном произведении.
Плоский персонаж — однотипный, неразвивающийся герой.
Подтекст — скрытый смысл, не высказанный напрямую.
Поворотный момент — событие, кардинально меняющее ход сюжета.
Поступательное развитие — логичное движение сюжета вперед.
Пролог — вступление, предшествующее основным событиям.
Протагонист — главный герой или центральное действующее лицо произведения.
Развязка — завершение основных линий и конфликтов.
Ремарка — пояснение автора к тексту.
Ретроспекция — сцена или воспоминание из прошлого.
Рецензия — письменный разбор и критическая оценка художественного произведения.
Ритм — темп и структура повествования.
Сеттинг — место и время действия истории.
Символизм — использование объектов и образов для передачи идей.
Синопсис — краткое последовательное изложение литературного произведения.
Темп повествования — скорость развития событий.
Тема — основная идея или посыл произведения.
Точка невозврата — момент, после которого герой не может вернуться к прежней жизни.
Третье лицо — форма повествования от внешнего рассказчика.
Трёхактная структура — классическая модель сюжета: завязка, развитие, развязка.
Уплотнение текста — процесс удаления избыточных слов для повышения выразительности и темпа.
Утопия — жанровая модель идеального общества; противоположность антиутопии.
Умолчание — приём, когда автор сознательно не договаривает, оставляя пространство для интерпретации.
Фабула — сюжетная основа литературного произведения; пересказ основных событий хронологическом порядке.
Флешбек — вставка сцены из прошлого.
Фокализация — передача восприятия событий через сознание персонажа.
Характеризация — методы и процесс создания и раскрытия характера героя.
Цепляющее начало — интригующее открытие текста, призванное сразу захватить внимание читателя.
Центральный конфликт — основное противоречие, вокруг которого строится сюжет.
Цель персонажа — чётко сформулированное стремление героя, определяющее его поступки и развитие.
Цитата — дословно приведённый фрагмент чужого текста, часто используемый как эпиграф или для усиления мысли.
Цензура — ограничение или корректировка текста из-за внешних норм или правил (редакционных, этических, политических).
Циклическая структура — композиция, в которой финал возвращается к началу, замыкая повествовательный круг.
Цветовая символика — использование цвета как носителя смысла или эмоционального тона в описаниях.
Целостность повествования — согласованность всех элементов текста: тем, мотивов, стиля, персонажей.
Чеховское ружье — деталь, появление которой должно привести к последствиям.
Шаблон — стандартная структура или тип сюжета.
Штамп — избитое, клишированное выражение или ход.
Экспозиция — представление персонажей и сеттинга; часть сюжета, хронологически предшествующая основному действию.
Эпизод — фрагмент художественного произведения, в той или иной мере обособленный и законченный.
Эпилог — часть литературного произведения, завершающая историю; заключение, рассказывающее о последствиях, событиях после финала сюжета.
Юмор — стилистический приём или жанровый элемент, вызывающий у читателя улыбку или смех, часто используется для смягчения напряжения или раскрытия характера.
Юмористическая проза — жанр литературы, где основным средством воздействия является комизм: ситуации, характеры, язык.
Юмористический персонаж — герой, чья роль — вносить лёгкость, сарказм или иронию в повествование (часто — трикстер или комический спутник).
Юношеская литература (Young Adult) — жанровое направление, ориентированное на подростков и молодых взрослых, с фокусом на самоопределение, дружбу, первую любовь и внутренние конфликты.
Язык героя — индивидуальный стиль речи персонажа, отражающий его характер и социальную среду.
Ярлык — приём краткой характеристики персонажа с помощью стереотипного обозначения (например, «ботаник», «плейбой»).