1
Что такое «трёхактная структура» в построении сюжета?
Правильный ответ:
Структура сюжета с завязкой, развитием и развязкой
Пояснение:
Трёхактная структура — это классическая модель построения сюжета, состоящая из трёх основных частей: завязки (знакомство с персонажами и конфликтом), развития (усложнение конфликта, испытания героя) и развязки (кульминация и разрешение конфликта). Эта структура широко используется в литературе, кинематографе и драматургии, так как отражает естественную динамику повествования с началом, серединой и концом. Она была описана ещё Аристотелем в «Поэтике» и остаётся основой большинства современных произведений.
2
Какой из этих архетипов описывает персонаж, который проходит трансформацию от обычного человека к выдающейся личности?
Правильный ответ:
Герой
Пояснение:
«Герой пути» или «герой путешествия» — это архетип персонажа, который проходит значительную трансформацию в ходе повествования, часто начиная как обычный человек и становясь выдающейся личностью. Этот архетип соответствует концепции «путешествия героя», описанной Джозефом Кэмпбеллом в книге «Герой с тысячью лиц». Примеры таких персонажей: Фродо Бэггинс в «Властелине колец», Люк Скайуокер в «Звёздных войнах», Гарри Поттер. Их истории включают призыв к приключению, испытания, трансформацию и возвращение с новым пониманием.
3
Что такое метод «снежинки» в писательском мастерстве?
Правильный ответ:
Пошаговый метод планирования и разработки романа от простого к сложному
Пояснение:
Метод «снежинки» (Snowflake Method) — это техника планирования и написания романа, разработанная писателем и физиком Рэнди Ингермансоном. Название происходит от аналогии с формированием снежинки — процесс начинается с простой идеи (одно предложение), которая постепенно развивается и усложняется, как кристалл снежинки. Метод включает 10 шагов: от написания одного предложения, описывающего суть истории, до расширения его до абзаца, затем до страницы, разработки персонажей, сцен и, наконец, полного текста романа.
4
Какой приём позволяет читателю узнать мысли и чувства всех персонажей произведения?
Правильный ответ:
Всеведущее повествование от третьего лица
Пояснение:
Всеведущее повествование от третьего лица (omniscient third-person narration) — это точка зрения, при которой рассказчик обладает полным знанием обо всех персонажах, их мыслях, чувствах, прошлом и будущем. Рассказчик может свободно перемещаться между персонажами, местами и временами, комментировать события и даже обращаться к читателю. Этот метод был популярен в классической литературе XIX века (Лев Толстой, Чарльз Диккенс) и даёт автору максимальную свободу в раскрытии всех аспектов истории, хотя может создавать ощущение дистанции между читателем и персонажами.
5
Что такое «петля желания» в контексте создания персонажа?
Правильный ответ:
Цикл «желание-конфликт-стремление-разрешение», движущий персонажа по сюжету
Пояснение:
«Петля желания» (desire loop) — это структурный элемент построения характера персонажа и его сюжетной линии. Она состоит из четырёх компонентов: желание (что хочет персонаж), конфликт (что мешает получить желаемое), стремление (действия персонажа для преодоления препятствий) и разрешение (результат стремлений). После разрешения одной петли возникает новое желание, и цикл повторяется. Эта концепция, описанная в работах сценариста Роберта Макки и других теоретиков повествования, помогает создавать динамичное развитие персонажа и поддерживать интерес читателя на протяжении всего произведения.
6
Какое из этих определений правильно описывает понятие «сеттинг» в литературе?
Правильный ответ:
Время, место и социальная среда, в которых происходит действие
Пояснение:
Сеттинг (setting) — это время, место и социокультурная среда, в которых происходит действие художественного произведения. Сеттинг включает в себя физическое пространство (ландшафт, архитектуру, интерьеры), историческую эпоху, социальные условия, культурные особенности, политическую обстановку и даже погодные условия. Хорошо проработанный сеттинг создаёт ощущение достоверности, помогает читателю погрузиться в мир произведения и часто влияет на характеры персонажей и развитие сюжета. В некоторых жанрах, например в фэнтези или научной фантастике, сеттинг может играть особенно важную роль.
7
Что такое «саспенс» в литературе?
Правильный ответ:
Чувство тревожного ожидания, создаваемое у читателя
Пояснение:
Саспенс (suspense) — это литературный приём, создающий у читателя чувство напряжённого ожидания, тревоги и неопределённости относительно исхода событий. Термин популяризировал Альфред Хичкок, объяснявший различие между шоком и саспенсом: шок — это когда бомба неожиданно взрывается, а саспенс — когда читатель/зритель знает о бомбе, но персонажи — нет. Саспенс строится на предвосхищении, намёках, отсрочивании разрешения конфликта и часто включает элемент опасности. Этот приём широко используется не только в триллерах и детективах, но и в произведениях других жанров для поддержания интереса читателя.
8
Какая из перечисленных характеристик НЕ относится к достоверному диалогу в художественном произведении?
Правильный ответ:
Включает всю информацию, которую автор хочет сообщить читателю о мире произведения
Пояснение:
Достоверный диалог не должен быть перегружен информацией о мире произведения или служить исключительно для объяснения сеттинга — это явление называется «информационной свалкой» (info dump) и считается признаком неумелого письма. Реальные люди редко произносят длинные монологи с подробными объяснениями; они говорят фрагментарно, используют недосказанности, прерывают друг друга. Хороший диалог отражает особенности речи персонажа (образование, происхождение, эмоциональное состояние), продвигает сюжет и раскрывает характеры, но делает это естественно, не превращаясь в лекцию для читателя.
9
Что такое «чеховское ружьё» в драматургии и литературе?
Правильный ответ:
Принцип, согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим
Пояснение:
«Чеховское ружьё» — это драматургический принцип, согласно которому каждый значимый элемент произведения должен быть необходим для развития сюжета. Название происходит от высказывания Антона Чехова: «Если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить». Этот принцип предостерегает от введения в повествование деталей, которые не получают развития и остаются незадействованными. Соблюдение этого принципа помогает создать экономное, цельное повествование без лишних элементов и обеспечивает удовлетворение читателя от логичного развития событий.
10
Какой из перечисленных элементов НЕ является типичной частью «путешествия героя» по Джозефу Кэмпбеллу?
Правильный ответ:
Обязательная романтическая линия с любовным треугольником
Пояснение:
«Путешествие героя» или «мономиф» — это шаблон повествования, описанный Джозефом Кэмпбеллом в книге «Герой с тысячью лиц» (1949). Он включает такие этапы как призыв к приключению, отказ от призыва, встреча с наставником, пересечение порога в неизвестный мир, испытания, встреча с богиней/искусительницей, примирение с отцом, апофеоз, получение награды и возвращение. Однако обязательная романтическая линия с любовным треугольником не является неотъемлемой частью этой структуры. Хотя любовные отношения часто присутствуют в повествованиях, следующих мономифу, они не обязательно принимают форму треугольника и не являются обязательным элементом.
11
Что такое «арка персонажа» в литературе?
Правильный ответ:
Эволюция и внутреннее изменение персонажа на протяжении повествования
Пояснение:
Арка персонажа (character arc) — это путь внутреннего развития и изменения, который проходит персонаж на протяжении повествования. Хорошо проработанная арка включает исходную точку (каким персонаж был в начале), серию испытаний и событий, которые вынуждают персонажа меняться, и конечную точку (каким персонаж стал в результате этих изменений). Изменения могут быть положительными (герой становится лучше, преодолевает недостатки) или отрицательными (герой деградирует, поддаётся порокам). Классические примеры включают трансформацию Эбенезера Скруджа в «Рождественской песни» Диккенса или путь Фродо во «Властелине колец».
12
В чём заключается основное отличие романа-путешествия (road novel) от квеста (quest narrative)?
Правильный ответ:
В квесте цель путешествия конкретна и определена с самого начала, а в романе-путешествии важнее сам процесс
Пояснение:
Основное различие между романом-путешествием и квестом заключается в природе и значимости цели. В квесте (quest narrative) герой с самого начала имеет ясную, конкретную цель: найти сокровище, уничтожить артефакт, спасти кого-то — и всё повествование структурировано вокруг достижения этой цели. В романе-путешествии (road novel) акцент смещается на сам процесс движения, встречи в пути, внутреннюю трансформацию героя; цель может быть расплывчатой, меняться или вовсе отсутствовать. Примеры квеста: «Властелин колец», «Гарри Поттер»; примеры романа-путешествия: «В дороге» Керуака, «Приключения Гекльберри Финна» Твена.
13
Что такое «метод айсберга» в литературе?
Правильный ответ:
Стиль письма, при котором большая часть смысла остаётся «под поверхностью» текста
Пояснение:
«Метод айсберга» — это стиль минималистичного письма, при котором автор сознательно опускает многие детали и объяснения, полагаясь на то, что читатель самостоятельно заполнит пробелы на основе контекста. Название и концепция приписываются Эрнесту Хемингуэю, который сравнивал хорошую прозу с айсбергом: «Видна только одна восьмая часть, остальные семь восьмых скрыты под водой». Этот метод использует сдержанный, лаконичный стиль, подтекст и символизм для создания глубокого эмоционального воздействия при минимальном количестве слов. Примеры можно найти в рассказах Хемингуэя, таких как «Холмы как белые слоны» или «Старик и море».
14
Какая из перечисленных характеристик НЕ относится к постмодернистской литературе?
Правильный ответ:
Вера в объективную истину и единое правильное прочтение текста
Пояснение:
Постмодернистская литература характеризуется отказом от идеи объективной истины и единственно верного прочтения текста. Вместо этого она подчёркивает относительность знания, множественность интерпретаций и субъективность восприятия. Другие характерные черты постмодернизма включают метапрозу (обращение текста к своей собственной природе как конструкта), интертекстуальность (диалог с другими текстами через цитаты, пародии, аллюзии), размывание границ между «высокой» и «массовой» культурой, использование пастиша и иронии. Примеры постмодернистской литературы: «Если однажды зимней ночью путник» Итало Кальвино, «Имя розы» Умберто Эко, произведения Томаса Пинчона и Джона Барта.
15
Какой тип конфликта изображён в произведении, где герой борется с катаклизмами (например, выживает в шторм)?
Правильный ответ:
Человек против природы
Пояснение:
«Человек против природы» — это один из основных типов конфликта в литературе, где персонаж противостоит силам окружающей среды, стихийным бедствиям или суровым природным условиям. Этот тип конфликта особенно характерен для приключенческой литературы и историй о выживании. Классические примеры включают «Старика и море» Хемингуэя (борьба рыбака с морем и гигантской рыбой), «Зов предков» Джека Лондона (выживание в суровых условиях Аляски), «Жизнь Пи» Янна Мартела (мальчик, дрейфующий в океане на лодке с тигром). Другие основные типы конфликтов: человек против человека, человек против общества, человек против самого себя, человек против технологии, человек против сверхъестественного.
16
Что такое «метод 101» в построении вымышленного мира?
Правильный ответ:
Включение в повествование персонажа-новичка, которому другие персонажи объясняют устройство мира
Пояснение:
«Метод 101» — это приём построения вымышленного мира, при котором автор вводит в повествование персонажа-новичка, незнакомого с правилами и устройством этого мира. Другие персонажи объясняют новичку (а через него и читателю) особенности сеттинга, без необходимости использовать неестественные информационные вставки или авторские отступления. Название происходит от вводных курсов в американских университетах, которые часто нумеруются как «101». Примеры: Гарри Поттер, попадающий из обычного мира в волшебный; Люк Скайуокер, узнающий о Силе; Фродо Бэггинс, никогда не покидавший Шир, но вынужденный отправиться в большой мир. Этот метод позволяет органично знакомить читателя со сложным вымышленным миром.